DataLife Engine > Публикации > Как заказчику и разработчику понять друг друга

Как заказчику и разработчику понять друг друга

Заказчики часто и прилюдно жалуются на разработчиков, а разработчики, уже между собой, – на заказчиков. К сожалению, и в первом, и во втором случае эти жалобы обоснованные. Дело в том, что стороны неверно понимают друг друга. Например, если разработчик под готовым сайтом имеет в виду оболочку для наполнения, то заказчик – страницу с контентом. Поэтому чтобы стороны смогли договориться, предлагаем разобрать процесс подготовки сайта по этапам и уточнить терминологию.

Выбор и настройка CMS

CMS (движок, платформа) – программа, с помощью которой мы добавляем и редактируем контент. В сети можно найти много бесплатных движков, таких как Wordpress или Joomla, которые предустановлены на многих хостингах и запускаются одним движением мышки.

Кто выбирает CMS: выбор делает заказчик, а разработчик только консультирует. И в данном случае крайне важно, чтобы заказчик понимал, почему он выбрал именно эту платформу и как ее можно использовать в дальнейшем. В противном случае он рискует стать заложником исполнителя.

Разработка прототипа

Любой сайт начинается с концепции, которая дает ответы на вопросы «что это?», «зачем создавалось?», «какие результаты планируются?». И когда ответы найдены, наступает время создания прототипа – тестовой модели будущего сайта. Она позволит определиться, какие страницы требуются, как они будут взаимосвязаны и прочее.

Если ресурс небольшой и простой, хватит текстового описания. Но если ваша задача – крупный многофункциональный и развлетвленный портал, то создание интерактивной карты – обязательное условие.

Кто создает прототип? Прототип – работа исполнителя, которая делается по предварительно составленному ТЗ и в тесной связке с заказчиком, сеошником. Нередко встречаются ситуации, когда клиент точно представляет себе структуру (заказывает 10-й сайт, приводит пример понравившегося ресурса). И в этом случае разработчик только консультирует.

Дизайн «с нуля» или выбор шаблона

Когда конструкция определена, можно приступать к созданию оформления. Хотя в настоящее время многие заказчики выбирают вариант адаптации понравившегося шаблона. И все потому, что для CMS разработаны сотни и тысячи вариантов шаблонов, которые легко уникализировать (внедрить фирменный стиль и т. д.).

Заказчик может выбирать шаблон самостоятельно. Однако лучше делать это под руководством исполнителя, который точно знает, что демоверсия не всегда соответствует конечному результату.

Кто работает с оформлением: разработка дизайна с нуля и адаптация шаблона – работа дизайнера. Он придумывает и прорабатывает все визуальные компоненты и их расположение. Но затем наступает этап перевода пиксельной картинки в код – и это работа верстальщика. Анимацией и прочими визуальными эффектами заведуют программисты. Причем дизайнер может не разбираться в кодах, а верстальщик – в дизайне. Но все чаще встречаются специалисты, обладающие широким кругом знаний.

Наполнение контентом

Когда все технические моменты решены, установлены и готовы к запуску, сайт считается готовым. И тут заказчик обычно начинает возмущаться, поскольку видит пустую страницу. Поэтому клиент должен заранее договариваться с исполнителем, какой результат ожидается в итоге:

  • сайт без наполнения;
  • сайт с минимальным наполнением, чтобы было понятно, как будет выглядеть ресурс (например, полностью заполняется страница «Контакты»);
  • сайт с наполнением.

В последнем случае необходимо продумать вопрос создания контента. Его может предоставлять заказчик (с доработкой исполнителя / без доработки) или разработчик.

Кто создает контент: текстовое наполнение ресурса – задача для копирайтера, иллюстрационное – для дизайнера или ретушера. Успешная индексация сайта и его контента зависит от сеошника, а маркетолог помогает добиться правильной реакции от посетителей. Специалист по юзабилити анализирует удобство созданной конструкции.

Ведение сайта

Когда ресурс создан и запущен, он переходит в полное владение заказчика, который может нанять контент-менеджера для ведения ресурса, отдать сайт на аутсорс сторонней компании или заниматься всеми работами самостоятельно.

В заключение

Вы можете подыскивать исполнителей по отдельности или обратиться в веб-студию, у которой в штате или на аутсорсе точно будут нужные специалисты. Последний вариант имеет ряд преимуществ, одно из которых состоит в том, что вам не нужно налаживать коммуникацию между разработчиками. На площадке, вроде Workspace, собраны все веб-студии Москвы, что упрощает выбор исполнителя. Сервис предлагает возможность не искать разработчиков вручную, а перевести процесс на более удобные «рельсы» – запустить тендер и дождаться самого выгодного предложения.




Вернуться назад