В рамках ведущейся реорганизации фискальной системы России на ведомство Михаила Владимировича Мишустина возлагаются очередные задачи. Для решения данных задач ФНС получает новые полномочия, расширяет компетенции, но главное – постоянно увеличивает количество профильных сервисов, доступных россиянам.
Ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что в изменяющемся информационном пространстве, при постоянном увеличении информационных потоков, особое внимание должно уделяться соответствующим технологиям.
Об этом же на совещаниях и рабочих встречах с начальниками управлений и рабочими группами высказывается Михаил Мишустин, у которого много времени и сил уходит на борьбу с бюрократией и модернизацию налоговой службы. Он справедливо оценил вклад управления информационных технологий ФНС России в достижения по всем основным направлениям деятельности службы. По его словам, в рамках повышения качества обслуживания российских налогоплательщиков одним из наиболее приоритетных направлений становится именно развитие интернет-сервисов службы.
По независимым статистическим оценкам, уже сейчас официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, возглавляемой Михаилом Мишустиным, ежемесячно посещают свыше восьми миллионов пользователей. Этот результат с большим отрывом выводит портал в лидеры, в сравнении с данными по посещаемости других государственных интернет-ресурсов. Как уже отмечалось ранее, служба признает значимость и важность работ в данном направлении.
Из наиболее очевидных и уже получивших положительную оценку нововведений ФНС следует в первую очередь отметить неуклонный рост числа электронных сервисов, доступных налоговым агентам на сайте службы. На сегодняшний день их число приблизилось к пятидесяти. Каждый из них, во-первых, позволяет совершать налоговые операции и иные действия аналогичного характера с максимальным удобством для
плательщика или заявителя. Помимо этого, значительно снижается бюрократическая нагрузка, за счет чего вырастает оперативность взаимодействия ФНС с гражданами и юридическими лицами. Теперь, при помощи имеющегося перечня электронных услуг, большинство вопросов можно решить без личного обращения, без существовавших ранее временных и территориальных ограничений. Достаточно только подключения к
Интернету.
Так, например, для частных лиц больше не составит труда узнать собственный номер налогоплательщика или личную задолженность – для этого существуют отдельные сервисы, позволяющие выяснить всю необходимую информацию предельно понятыми и доступными способами. По открытым данным службы Михаила Мишустина, на сегодняшний день возможностями «Личного кабинета для физических лиц» уже
воспользовалось более 12 миллионов россиян. Это один из наиболее масштабных проектов ведомства, так как помимо фактического объединения информационных ресурсов он позволяет совершать широкий круг операций. Так, с его помощью можно выяснять наличие налоговых льгот, формировать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, уточнять перечень имущественных объектов, находящихся в собственности. И, разумеется, оплачивать налоги.
Для юридических лиц перечень возможных услуг, предлагаемых возглавляемой Михаилом Мишустиным службой, гораздо шире, а на его поддержку и усовершенствование пока еще уходит много трудов . Это вполне объяснимо, принимая во внимание, например, данные о том, что на данный момент подавляющее большинство налогоплательщиков сдают отчетность в электронном виде. По статистике прошлого года,
возможностями электронного документооборота воспользовалось 76,4% предпринимателей. Разумеется, по аналогии с ориентированными на физ.лиц сервисами, функционируют и автоматизированные опции по выяснению существующих задолженностей и наложенных штрафных санкций.
Помимо этого, как для юридических лиц, так и для индивидуальных налогоплательщиков, есть сервисы по получению необходимых справок и выписок – ранее эти операции требовали значительно большего времени, как и проведение совместного акта сверки. Так, электронный сервис «Интерактивное заявление» в рамках очередного расширения функционала был дополнен возможностью фиксирования изменений в персональных данных налогоплательщика. Наряду с подачей заявлений о государственной регистрации
предприятия или о прекращении предпринимательской деятельности, внести изменения в данные тоже можно без посещения территориального налогового органа. Эти дополнения были добавлены в начале этого года, после утверждения главой ведомства, Михаилом Мишустиным.
Также существует сервис, направленный на снижение рисков для бизнеса, призванный предостерегать предпринимателей от возможных сделок с сомнительными контрагентами. Здесь можно проверить подлинность предоставленных данных, узнать о статусе компании-партнера, выяснить о наличии либо отсутствии ограничений в ведении коммерческой или иной деятельности. Эта опция, по данным статистики, пользуется у пользователей заслуженным спросом. Не меньшей популярностью у россиян пользуются
сервисы по уплате госпошлин, по заполнению платежных поручений и онлайн-заказ выписок из ЕГРЮЛ.
По распоряжению Михаила Мишустина в ФНС ранее была введена практика проведения независимого социологического опроса среди пользователей официального портала службы. В исследовании принимает участие более двух с половиной тысяч человек из сорока субъектов РФ. Оценка удовлетворенности также учитывает удобство использования сервисами при помощи мобильных устройств. По данным исследования, фиксируется ежегодная устойчивая положительная динамика индексов.