DataLife Engine > Факты > Кузькина мать

Кузькина мать

Кузькина матьЦарь бомба («Иван»), также «Кузькина мать» — термоядерное устройство, разработанное в CCCP в середине 1950-х гг. группой физиков под руководством академика И. В. Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов. Название «Кузькина мать» появилось после известного высказывания Хрущёва «мы ещё покажем Америке Кузькину мать» после событий на Кубе в преддверии Карибского кризиса, за которым через сравнительно небольшое время последовал взрыв испытываемой термоядерной бомбы.

Разработка

Первоначальный вариант бомбы массой 40 т был отвергнут конструкторами ОКБ-156 (разработчиками бомбардировщика Ту-95) как слишком тяжёлый. Тогда ядерщики обещали уменьшить ее массу до 20 т, а самолетостроители предложили программу соответствующей модификации бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95. Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР[Источник?], получило кодовое обозначение «Ваня» или «Иван», а выбранный в качестве носителя Ту-95 получил название Ту-95В.

Первые проработки по этой теме начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым, который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведенный прочнистами анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьезных изменений в силовой схеме исходного самолета, в конструкции грузоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 г. был согласован габаритный и весовой чертеж «Ивана», а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15% взлетной массы носителя, но ее габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески «Ивана» новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно мощнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъемностью 9 т каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим грузоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы. Электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трех замков, что диктовалось условиями безопасности.

17 марта 1956 г. вышло постановление Совмина, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в Жуковском с мая по сентябрь, когда Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных испытаний, которые до 1959 г. велись под руководством полковника С. М. Куликова, включали сброс макета «супербомбы» и прошли без особых замечаний.

Испытания

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в «холодной войне» наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка «холодной войны», испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, так как реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета и теперь превышала размеры отсека (масса бомбы — 24 т, парашютной системы — 800 кг).

Подготовленный Ту-95В перегнали на северный аэродром в Ваенге. Вскоре он со специальным термозащитным покрытием белого цвета и реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с майором А. Е. Дурновцевым, взял курс на Новую Землю. Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 г., во время работы XXII съезда КПСС. Подрыв бомбы произошел в пределах ядерного полигона (73°51? с. ш. 54°30? в. д. (G)) на высоте 4500 м. Мощность взрыва составила около 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя — Царь-бомба, впечатляли — ядерный «гриб» взрыва поднялся на высоту 64 км, ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, а ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи на сотни км от полигона в течение одного часа.



Вернуться назад