Лондон °C

Последние новости

21:13
Начать жить, как кукла Barbie, за 5 лет
21:08
Вершки или корешки – что выбрать?
21:04
Новый туристический девайс – приятный туризм
эксклюзив
22:11
Девочка написала письмо умершей матери
22:14
В Белой Церкви вырастили гигантский гриб
21:30
Кузовные автозапчасти для ремонта: советы специалистов
17:35
Достижения цветной металлургии в России
22:20
Как выбрать слот новичку в Вулкан Олимп и насладиться игрой
12:06
Игровой автомат Lucky Lady's Charm – игры в казино GMS Deluxe
11:49
Заработок на Dota 2 – ставки и азарт
20:00
Нужно ли верить всем отзывам о работодателе Санлайт перед устройством на работу
19:00
Ставки на спорт: зеркала Пари Матч для быстрого участия
14:35
Какой игровой автомат подойдет новичку для игры в Вулкан
22:00
Терминология игровых автоматов – игры для настроения
01:30
Скачать музыку и слушать в удобной обстановке
20:35
Игры в Вулкан Старс – игровые автоматы для настроения
20:25
Игровой автомат Zeus God of Thunder в Вулкан – наслаждение от игры
15:11
Инструменты Felisatti – китайская цена и европейское качество
00:52
Игровой автомат Crime Scene – весёлое времяпровождение
19:51
Игровые автоматы – доступ в казино Вулкан 24 в удобное время
02:30
Искушение роскошью – игровые автоматы в casino-v
01:36
Написание эссе под заказ быстро, недорого, качественно
12:30
Свойства эпоксидной смолы и правила использования в домашних условиях
21:50
Двигатели Scania – новинки для активного применения
01:15
Слоты онлайн – развлечение и азарт вместе с бонусами и casino Pharaon
22:08
Как и где выбрать игровой автомат на деньги?
21:44
Джастин Тимберлейк и Levi’s выпускают совместную коллекцию одежды
21:44
Риск выкидыша снижается, если правильно спать
18:25
Пожар на Нотр-Дам стал предупредительным звонком для европейских памятников
18:21
Тесла приняла меры после того, как один из ее автомобилей взорвался в Китае
Больше новостей

Планёр Гимли

Факты
1488
0
Планёр ГимлиПланёр Гимли (англ. Gimli Glider) — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий

Обычно заправку «Боинга-767» осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако при подготовке к рейсу 143 выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число (20 400) было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер «Боинга-767», более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива — 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута — из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен топливный насос и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать двигатели без насосов. Но через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали — сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а взлётно-посадочная полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от автогонщиков, приготовившихся к очередному старту.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен, самолёт отремонтирован и возвращён в эксплуатацию. Забавно, что грузовик с запчастями, отправленный из Виннипега, задержался в пути из-за того, что у него неожиданно кончилось топливо.

По состоянию на март 2006, самолёт всё ещё в эксплуатации.

0 комментариев