Вскоре на Черноморском побережье России появится новый морской порт. Взведением крупного перевалочного комплекса занимается гигант химической промышленности - ОАО «Тольяттиазот». Терминалы по отгрузке аммиака и карбамида строятся в Темрюкском районе, неподалеку от поселка «Волна». Что даст стране этот масштабный проект, насколько оправданы миллионные затраты на его реализацию?
Несмотря на то, что комплекс возводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», бюджетных средств он не затрагивает. Строительство ведется полностью за счет средств предприятия и привлеченных инвестиций. С развалом СССР основная часть морских транспортных терминалов, расположенных на юге страны, стала недоступной для отечественных предприятий. Нагрузка перешла на Туапсе и Новороссийск, однако эти порты в полной мере не справляются с возросшим грузопотоком, поскольку ограничены и по площади, и по функционалу. До сегодняшнего дня порядка 40 % российского экспорта проходит через порты Прибалтики и Украины.
Запуск нового перевалочного комплекса в пределах страны, таким образом, позволит отечественным химическим предприятиям экономить на услугах зарубежных посредников, увеличит совокупный грузооборот, сделает более удобной логистику. Кроме того, снизит зависимость химических компаний от непростой внешнеполитической ситуации. Помимо очевидной выгоды для российского бизнеса, немалую роль играет и значимость проекта для региона расположения порта – Краснодарского края. Наличие крупного инфраструктурного объекта обеспечит тысячи рабочих мест, пополнит казну региона налоговыми отчислениями. С начала строительства комплекса в бюджет Темрюкского района уже поступило свыше 500 млн. рублей.
Для организации логистики от станции Вышестеблиевская к порту протянута железнодорожная ветка длиной в 36 км, выстроена станция «Тольяттиазот» с восемью железнодорожными путями, проложена автомобильная дорога. Начиная с 1995 года – года начала реализации проекта - предприятие успело возвести сливную эстакаду, биологические очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, электростанцию, компрессорную, провести трубопроводы, включая ветку по подаче газа со станцией распределения. Построены и ожидают ввода в эксплуатацию технологический причал, гидротехническая эстакада, административные объекты.
Для будущих портовых рабочих предприятие строит шесть многоквартирных домов, часть обслуживающих служб разместится в административно-гостиничном комплексе, там же будет размещаться медицинский профилакторий, рестораны и кафе. Уже построены столовая и пожарное депо. В Тамани предприятие отремонтировало больницу, закупило для района шесть новых «Икарусов». Несмотря на то, что строительство перевалочного комплекса еще не окончено, «Тольяттиазот» уже активно участвует в социальной жизни района. В частности, спонсирует ежегодный кинофорум «Я и СемьЯ. У Лукоморья», все мероприятия которого бесплатны для посетителей.
На некоторое время компания было вынуждена приостановить строительство, однако в конце марта этого года заявила о возобновлении проекта. Разработанная ранее проектная документация приводится в соответствие с актуальными на сегодняшний день строительными нормами. Сроки ввода объектов в эксплуатацию при этом остались прежними – первая очередь терминала по перевалке аммиака и карбамида будет запущена в 2017 году, вторая – в 2020. Проектная мощность комплекса рассчитана на ежегодную перегрузку 2 млн. тонн аммиака и 3 млн. тонн карбамида.
Запуск порта «Тамань» станет важной вехой в реализации приоритетной для страны экономической стратегии – обеспечении беспрепятственного экспорта российской продукции. Развитая сеть морских логистических узлов во многом определяет данное направление экономики. Наряду с модернизацией существующих грузовых портов в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, Ростове, на Сахалине, строительство «Тамани» обеспечит наращивание экспортных мощностей, станет залогом успешного будущего России.